Дорогие участники и организаторы!
Оргкомитет общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»
поздравляет всех наших участников с открытием школьного тура!
Дорогие коллеги мы рады присоединиться к поздравлениям Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации — митрополита Евгения Екатеринбургского и Верхотурского и поздравить всех с Днем учителя .
———
Рекомендуем подписаться на группу в ВКонтакте ОПК ПСТГУ, в которой мы публикуем не только всю необходимую информацию, но и размещаем материалы для подготовки к турам, а так же задания прошлых лет. Специально для старшеклассников — участников олимпиады — создана группа в Телеграме Олимпиада ОПК 2023, в которой можно пообщаться со студентами ПСТГУ, обсудить возникающие проблемы, как содержательного, так и организационного характера.
Школьный тур олимпиады ОПК проходит в очной форме в школах с 15 октября 2022 г. по 14 января 2023 г. для 4-11 классов.
Регистрация организаторов Школьного тура уже открыта. Регистрация для Воскресных школ откроется 20 октября.
Темы олимпиады 2022-2023 учебного года:
- Образование духовное и светское XIХ — ХХ вв.;
- 30-летие ПСТГУ;
- Церковь и государство в 1920-е годы.
Материалы для подготовки находятся в файле, прикрепленном к этой статье.
Пройдем школьный тур по шагам:
Шаг 1.
Представитель школы (учитель, завуч, директор, но не ученик) подает заявку.
Возможные трудности при подаче заявки: Вы не смогли найти Вашу школу в нашей базе школ.
Ответы на другие вопросы можно узнать в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы.
Шаг 2.
Заявка подана. Получаем в Личном кабинете:
— задания и ключи в формате pdf (они будут доступны с 15 октября);
— сертификаты участников можно будет скачать в личном кабинете организаторов после 1 декабря;
— дипломы победителям и призерам будут доступны к скачиванию не ранее февраля.
В 2022-2023 уч.г. задания олимпиады Школьного тура распределены на три варианта: для 4-5-х, 6-7-х и 8-11-х классов.
Шаг 3.
Что делать с заданиями в Личном кабинете?
Скачать, распечатать по числу участников, и провести тур олимпиады. Затем по ключам проверить работы, распределить места и загрузить в заявку результаты (включая баллы и места) в течение 3 рабочих дней после проведения тура. Подробнее о том как загрузить результаты можно прочитать в п. 4 в статье инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы.
Шаг 4.
Как правильно распределить места
Внимание! В этом году, как и в предыдущем, Вы сами определяете места, которые занимают ваши ученики, согласно квотам.
- Победителями могут стать участники, набравшие не менее 60% от максимально возможного количества баллов в пределах квоты.
- Призерами (2 и 3 места) могут стать участники, набравшие не менее 25% от максимально возможного количества баллов в пределах квоты.
- Грамоты (4 место) получают участники набравшие не менее 15% баллов.
- Всего награжденных должно быть не более 60% от общего числа участников, Если призеров меньше допустимой квоты, то соответственно увеличивается количество получающих Грамоты — 4 место (среди участников, набравших не менее 15% баллов).
Места, согласно Регламенту, распределяются следующим образом:
- победители (1-е место) — не более 8% от общего числа участников;
- все призеры (1+2+3 места) — не более 45% от общего числа участников;
- грамоты (4-е место) — не более 15% от общего числа участников.
Пример того, как правильно распределить места между участниками:
- если в классе 10 участников, то победителей должно быть 1 или 0, а призеров (2+3 места) не более 4 (или 5, если победителей 0), обладателей грамот (4-е место) не более 2 человек.
- если в классе 40 участников, то победителей может быть 3, 2, 1 или 0, а призеров (2+3 места) не более 15 (соответственно 16, 17 или 18, если победителей 0), обладателей грамот (4-е место) не более 6 человек.
- если участников меньше 3-х, но они набрали больше 25% баллов, то присылайте их проверенные и отсканированные работы нам на почту info-opk@pravolimp.ru
Общее число участников в параллели | Победители не более | Победители и Призеры в сумме не более | Поощрительное 4-ое место, но не более |
40 | 3 | 18 | 6 |
9 | 1 | 4 | 2 |
7 | 1 | 3 | 1 |
5 | 1 | 2 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 |
Внимание! Оргкомитет в праве запросить скан любой работы школьного тура и перепроверить ее. Если результаты окажутся завышенными, то могут быть аннулированы результаты всего класса. Просьба сохранять работы до окончания тура.
————————————————————————————————————————————————————————————
Ответы на часто задаваемые вопросы:
Где находится личный кабинет:
Личный кабинет — это надпись в самой верхней строчке сайта справа на белом фоне «Личный кабинет». Чтобы войти в него, надо нажать на эту надпись. В Личном кабинете слева есть вкладка «Текущие туры». Затем необходимо выбрать «Школьный тур ОПК 2022 для 4-11 классов».
Подробнее о том, как выглядит Личный кабинет, можно прочитать и посмотреть в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы
Зачем загружать списки всех участников на сайт:
— чтобы школьники могли получить сертификат участника общероссийской олимпиады;
— чтобы учителя, проводившие туры в своих классах, и администрация школы могли получить благодарственные письма;
— чтобы школьники, показавшие хорошие результаты, могли принять участие в последующих турах олимпиады.
Как проводить тур в классе, кому предлагать задания, и сколько времени давать на выполнение заданий школьного тура?
Мы считаем, что лучше всего проводить олимпиаду среди учащихся ВСЕЙ школы, независимо от того, изучали они этот предмет или нет. Ребята, даже если не знают ответов, по итогам олимпиады узнают что-то новое о культуре и истории православия в нашей стране. Оптимальное время для проведения школьного тура указано в заданиях.
Почему такие сложные задания?
Обращаем Ваше внимание на то, что это олимпиадные задания, и среди них встречаются достаточно трудные, рассчитанные на эрудицию и сообразительность. Пусть Вас это не пугает, призерами могут стать участники, набравшие больше 25% от максимального количества баллов — но в пределах допустимой квоты (общее количество победителей и призеров не должно превышать 45% от общего количества участников). Победителями могут стать участники, набравшие больше 60% от максимального количества баллов — но в пределах 8% от общего количества участников Вашего класса. Школьный тур носит ознакомительно-просветительский характер, поэтому ученикам будет полезно выполнить данную работу.
Каковы правила присуждения призовых мест?
На основании анализа результатов Школьного тура 2021-22 уч.г. Оргкомитетом олимпиады установлены следующие правила присуждения призовых мест участникам тура:
- Нижняя граница присуждения призовых мест 25% от максимального количества баллов. При этом квота на присуждение призовых мест установлена согласно Правилам РСОШ: количество призеров и победителей не должно превышать 45% от общего числа участников.
- Дополнительная форма поощрения участников – Грамота, присуждаемая за 4 место. Нижняя граница присуждения 4-го места – 15% от максимального количества баллов. Квота на присуждение 4-го места — 15% от общего кол-ва участников данной параллели каждой школы. (При малом количестве участников в параллели, их можно объединять соответственно вариантам следующим образом: 4-5, 6-7, 8-9, 10-11).
- Участники, получившие грамоту (4-е место) приглашаются на Муниципальный тур наравне с победителями и призерами.
Внимание! В этом году, как и в предыдущем, Вы сами определяете места, которые занимают ваши ученики (см. инструкцию ниже).
Что делать после завершения школьного тура?
Заочный отборочный тур будет проходить с 15 ноября по 25 января. В нем могут принять участие все желающие 8-11 класса. Этот тур индивидуальный — каждый участник самостоятельно регистрируется на сайте pravolimp.ru, проходит тест и загружает творческие задания. Допускается участие школьников 6-7 классов, но при этом надо понимать, что отдельных заданий для них не будет, и им придется самостоятельно проходить тесты online.
Муниципальный тур для 4-7 классов планируется провести с 15 января по 30 января, следите за объявлениями на сайте.
Победители и призеры олимпиады «Основы православной культуры» будут определяться по результатам Заключительного тура. Информация о том, как, когда и где он будет проходить, появится не раньше конца января. Следите за объявлениями на сайте.
Желаем всем успеха, здоровья и, главное, помощи Божией!
2021 -2022 учебный год
Приглашаем принять участие в Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры». Одна из немногих олимпиад, где ученики могут исследовать историю и культуру православия.
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга информирует о проведении Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» в текущем учебном году. Организатором олимпиады является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Региональный этап олимпиады в Кировском районе проводится для победителей и призеров муниципального этапа 2021-2022 уч.г. 19.03.2022г. в МАОУ гимназия № 176 (ул. Рассветная, 9) с 11:00 до 14:00. Регистрация участников с 10:30.
Призеры регионального этапа Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» в текущем учебном году.
Олимпиада проводится в целях развития познавательных интересов школьников в области истории и духовной культуры, а также способностей к научно-исследовательской деятельности.
В 2020-2021 учебном году в школьном туре приняли участие 1317 школьников из 60 образовательных организаций города Екатеринбурга, из них 335 стали победителями и призерами. В Кировском районе 11 общеобразовательных организаций предоставили 149 обучающимся право участия в олимпиаде, 59 школьников стали победителями и призерами.
Ведущие темы олимпиады «Основы православной культуры» в 2021/2022 учебном году:
– «Русская школа XVIII – начало ХХ вв.»,
– «210-летие Императорского Царскосельского лицея»,
– «Петровская эпоха»,
– «15-летие восстановления единства Русской Православной Церкви».
Школьный тур для обучающихся 4-11 классов будет проводиться на базе общеобразовательных организаций по месту получения образования участниками с 15 октября по 30 ноября 2021 года.
Заочный тур для обучающихся 6-11 классов пройдет в режиме онлайн на официальном сайте олимпиады opk.pravolimp.ru с 15 ноября 2021 года по 25 января 2022 года. Принять участие в заочном туре могут все желающие, независимо от участия в школьном туре. Заявка на участие в заочном туре олимпиады подается лично участником на сайте opk.pravolimp.ru с 15 ноября 2021 года.
Положение Олимпиада Основы православной культуры от 14.05.2021.pdf
Регламент проведения Олимпиады Основы православной культуры от 27.09.2021.pdf
Распоряжение Департамента образования администрации города Екатеринбурга № 1926/46/36 от 06.10.2021 “Об организации и проведении Общероссийской олипиады школьников “Основы провославной культуры” в муниципальном образовании “город Екатеринбург” в 2021/2022 учебном году
Программа деятельности муниципальных общеобразовательных организаций по организации и проведению Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в 2021/2022 учебном году. Заявление родителей (законных представителей) обучающихся (форма)
Ссылка на инструкцию для ответственного ОО: http://opk.pravolimp.ru/articles/612d0ce353bb5613df033be0
Что | Когда | |
Школьный тур | 15 окт…30 ноя | |
Заочный отборочный (индивидуальный) тур | 15 ноя…25 янв |
https://olimpiada.ru/activity/194
Источник: http://opk.pravolimp.ru/articles/612d0c8e53bb5613df033bae
Как готовиться
Решайте задания прошлых лет. Разберите сложные места с учителем. Задавайте вопросы. Школа заинтересована в вашем успехе – это повышает ее престиж. Рекомендуем читать историческую (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др.), художественную, мемуарную литературу на эти темы.
2020 – 2021 учебный год
Приглашаем к участию в Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры». Регистрация участников школьного тура до 12.10.2020 г. на сайте олимпиады www.opk.prvolimp.ru.
Школьный тур проводится для обучающихся 4-11 классов на базе общеобразовательных организаций, заочный тур – для обучающихся 8-11 классов на сайте www.opk.prvolimp.ru. Муниципального тура в этом году не будет.
Ведущие темы олимпиады: «800-летие великого князя Александра Невского», «20-летие прославления Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века».
Положение Олимпиада Основы православной культуры от 12.09.2020.pdf
Регламент проведения Олимпиады Основы православной культуры от 12.09.2020.pdf
Распоряжение Департамента образования администрации города Екатеринбурга №2658/46/36 от 14.10.2020 “Об организации и проведении Общероссийской олипиады школьников “Основы провославной культуры” в муниципальном образовании “город Екатеринбург” в 2020/2021 учебном году
Программа деятельности муниципальных общеобразовательных организаций по организации и проведению Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в 2020/2021 учебном году
Архив 2019 – 2020 учебного года
План совместных мероприятий Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и Екатеринбургской, Каменской, Алапаевской, Нижнетагильской и Серовской епархии Русской Православной Церкви на 2019-2020 учебный год
План совместных мероприятий Департамента образования Администрайии города Екатеринбурга и Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви на 2019-2020 учебный год
Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры «Русь святая, Храни веру Православную!» проводится ежегодно при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.
Распоряжение департамента образования администрации города Екатеринбурга №3017/46/36 от 26.12.2019 “Об утверждении результатов муниципального этапа Общероссийской олипиады школьников “Основы провославной культуры” для обущающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2019/2020 учебном году прил.
Протокол
Распоряжение департамента образования администрации города Екатеринбурга № 2793/46/36 от 26.11.2019 «Об организации и проведении муниципального этапа Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» для обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2019-2020 уч.г.»
Распоряжение департамента образования администрации города Екатеринбурга от 07.11.2019 № 2673/46/36 “О подготовке к проведению муниципального этапа Общероссийской олимпиады школьников “Основы православной культуры” для обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2019/2020 учебном году” прил.
Положение об Общероссийской олимпиаде школьников “Основы православной культуры” (утв. 13.05.2019г.)
Регламент проведения Общероссийской олимпиады школьников “Основы православной культуры”
Темы Олимпиады ОПК в 2019/2020 учебном году: ОСНОВНАЯ ТЕМА: «Эпоха святого Александра Невского»: ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА: I. «Соловки: прошлое и настоящее» II. Дополнительная тема: «Православие в Америке» Для подготовки к олимпиаде на сайте предложена рекомендуемая литература (ссылки на электронные ресурсы по темам): http://opk.pravolimp.ru/pages/5cf8191a53bb5616e80000ec
Учитель для подготовки к олимпиаде может использовать материалы проектных работ прошлых лет http://opk.pravolimp.ru/projectworks, архивные задания http://opk.pravolimp.ru/contest_files, где содержаться видеоответы на тексты и кроссворды.
Для тренировки упражнений можно использовать сборник заданий Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры за 2009-2013 http://opk.pravolimp.ru/pages/537212edb40639506f000012.
Кроме сайта православных олимпиад для подготовки к теме года можно использовать сайт “Российская электронная школа (РЭШ)”. На сайте представлен полный школьный курс уроков от лучших учителей России. В разделе “История”, урок для 10 класса описана роль Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны https://resh.edu.ru/subject/lesson/6400/conspect/174833/
Для полного доступа ко всем разделам сайта необходимо зарегистровать личный кабинет.
Гид с ссылками по сайту праволимп http://uralprosvet.ru/events/news/1399/
Новинка этого года – мобильная версия сайта http://m.pravolimp.ru/. Теперь следить за обновлениями и перепиской стало удобнее.
Архив 2018-2019 учебного года
Распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 27.11.2018 № 3107/46/36 “Об организации и проведении муниципального этапа Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» для обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2018/2019 учебном году
Места проведения и ответственные за проведение муниципального этапа Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» для обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2018/2019 учебном году
Кировский район : 17.12.2018 в МАОУ СОШ № 151 (ул. Сиреневый бульвар, 15-в)
Программа проведения муниципального этапа Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»
Заявление родителей и согласие на обработку персональных данных
Документы и формы
Результаты муниципального тура Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» для обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2017/2018 учебном году
Об организации и проведении муниципального тура Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» для обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций города Екатеринбурга в 2017/2018 учебном году
Праволимп — это проект, в рамках которого реализуются просветительские программы. Также проводятся олимпиады по различным предметам и выполняется организация творческих конкурсов. Для участия в мероприятиях нужно выполнить вход в личный кабинет на сайте праволимп.ру.
Войти в личный кабинет
Содержание
Регистрация личного кабинета
Получить статус полноправного участника образовательного проекта можно только после создания персонального аккаунта. Для выполнения регистрации не потребуется особых навыков. Представленная инструкция поможет избежать ошибок при создании аккаунта начинающим пользователям:
- Для начала следует зайти на официальный интернет-ресурс http://www.pravolimp.ru. Новому участнику рекомендуется ознакомиться основными условиями программы.
- На главной странице находим раздел для входа в личный кабинет.
- В выпадающем списке представлено несколько подразделов, один из которых посвящен регистрации.
- После активации обозначенной ссылки пользователь попадает на страницу для регистрации. Перед заполнением электронного бланка вводятся буквы, изображенные на картинке. Это действие поможет защитить сайт от несанкционированного доступа со стороны роботов.
- Нужно написать фамилию, имя и отчество.
- Далее вносится адрес электронной почты. При этом может быть использован любой регистр.
- Теперь предстоит придумать пароль. Комбинация должна быть продублирована в нижней строке.
- Участнику предлагается указать номер мобильного телефона. Данная информация будет доступна исключительно для представителей организационного комитета. Телефон будет скрыт от других пользователей. Обратите внимание, что эта графа заполняется по желанию.
- Следующей этап предусматривает указание персонального статуса. Для этого с помощью специальной стрелки открывается список позиций. Выберите подходящий вариант.
- Далее пользователь переходит к заполнению данных о месте проживания. Из предложенных списков необходимо выбрать страну, регион, тип и название населенного пункта.
- Ставится галочка напротив строки о согласии на обработку персональных данных. В противном случае продолжить процедуру не получится.
- В качестве финального шага нажимается клавиша «Зарегистрироваться».
На электронную почту, обозначенную в анкете, поступит уведомление об успешной регистрации. Только после этого созданные логин и пароль могут использоваться для дальнейшей работы на сайте.
Важно! При возникновении трудностей с регистрацией участник может обратиться за консультативной помощью к представителям проекта с помощью формы обратной связи.
Войти в личный кабинет
Вход в личный кабинет
Для открытия учётной записи понадобятся идентификационные данные, которые были ранее созданы участником.
Авторизация требует выполнения таких действий:
- Посещение официального интернет-источника Праволимп. Для этого в адресной строке вводится ссылка: http://www.pravolimp.ru.
- На главной странице предстоит найти кнопку «Войти на сайт». Эта же ссылка ранее использовалась участником для создания аккаунта.
- Во плавающим меню будет несколько подразделов. В данном случае нужно использовать ссылку «Войти».
- Система предложит заполнить форму для авторизации. Для выполнения этой задачи вводятся логин и пароль.
- В режиме по умолчанию стоит флажок напротив строчки «Запомнить меня». Данный сервис предусматривает сохранение идентификационных данных в памяти персонального устройства. Это избавит пользователя от необходимости вводить логин и пароль при каждом обращении на официальный сайт.
- Финишным этапом станет активация клавиши «Войти».
Как восстановить пароль
Иногда ученики не могут вспомнить идентификационные сведения. Для сброса текущего пароля необходимо обратиться на официальный сайт. Система попросит ввести электронную почту, которая применялась при заполнении анкеты. На указанный контакт поступит письмо от системы. В нем будет находиться список действий, после выполнения которых откроется доступ в личный кабинет.
Если письмо от системы не приходит долгое время, то необходимо проверить папку Спам. В некоторых случаях почтовый сервис расценивает подобные письма как нежелательные. Помимо этого, причиной отсутствия письма может стать неверно указанный адрес электронной почты. Для того чтобы избежать подобной проблемы, рекомендуется внимательно проверять все данные при заполнении бланка.
Контакты
Связаться с представителями проекта можно через форму обратной связи. Для оформления запроса необходимо зайти на официальный сайт Праволимп. Клавиша находится в нижней части главной страницы и называется «Форма обратной связи». Следует учесть, что отправка запроса возможна только для зарегистрированных пользователей.
Важно! В электронном бланке обязательно указываются личные и контактные данные, которые необходимы для получения ответа.
Информация о проекте
Поучаствовать в интеллектуальных соревнованиях Праволимп могут ученики всех среднеобразовательных заведений. Основной целью проекта является поиск талантливых и одаренных учеников, а также оказание им дальнейшей поддержки при профессиональном развитии. Ежегодно в Олимпиадах принимают участие тысячи детей. Координатором всех мероприятий является одна команда. Главная страница официального сайта считается важным информативным источником. Здесь можно узнать подробные сведения о деятельности проекта, а также открыть персональный аккаунт.
ОПК-МТ-4-5 кл-21-22ок.docx
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства просвещения РФ, Российского Союза ректоров,
Российского совета олимпиад школьников,
Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Общероссийская олимпиада «Основы православной культуры.
«Русь Святая, храни веру Православную!»
2021–2022 учебный год Муниципальный тур IV- Vкласс
Работу выполнил (ФИО):_____________________________________________________________
Класс: __________ ШКОЛА: _________________________________________________________
Время на выполнение работы 70 – 90 минут
1. В заданиях 1.1 – 1.6 вставьте номера правильных ответов в таблицу.
1.1.«Санкт» по-латыни значит «святой», а «бург» – по-немецки «крепость». В честь кого назван город Санкт-Петербург ?
1. Императора Петра I
2. Апостола Петра
3. Цесаревича Петра, сына Петра I
4. Петро-Павловской крепости
1.2.Этот святитель был первым епископом Воронежским. Петр I почитал его как святого старца и был благодарен за поддержку, которую святитель оказал царю во время строительства флота в Воронеже. Царь оплакивал его со словами: «Нет у меня больше такого старца!» и лично нёс его гроб.
1. Митрофан 3. Тихон
2. Стефан 4. Антоний
1.3.В древности полководцы, возвращаясь с поля битвы, чтобы скорее сообщить о победе, высылали вперед гонцов. Эти гонцы, всюду, радостно кричали: «Евангелион!», что означает «благая, радостная весть». Так и ученики Христа, возвещая победу Спасителя над смертью, назвали свои повествования о Христе:
1. Апостол 3. Откровение
2. Библия 4. Евангелие
1.4. Часть храма – преграда отделяющая алтарь.
1. Солея 3. Амвон
2. Иконостас 4. Паперть
1.5. Святая жила в Петербурге в XVIIIвеке. Ее муж неожиданно умер, не успев покаяться и причаститься перед смертью. Чтобы умолить Господа о его прощении, святая отказалась от всего земного и стала странницей. Себя она называла именем своего мужа – Андрей Федорович. Ее имя:
1. Елизавета 2.Матрона 3.Ксения 4.Иулиания
1.6. Этого святого называли всероссийским Батюшкой. Со всей России ему присылали телеграммы с просьбами помолиться о прекращении бедствий: засухи, наводнения, болезни скота; и с просьбами о молитве о тяжко больных и умирающих. И его молитва всегда была услышана Господом. К нему отовсюду ехали сотни людей за советом, молитвой и наставлениями. Многие из его духовных чад в годы гонений мужественно стояли за веру даже до смерти и стали в ряд Новомучеников и исповедников Российских.
1. праведный Иоанн Кронштадтский
2. преподобный Сергий Радонежский
3. преподобный Амвросий Оптинский
4. праведный Филарет Милостивый
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
1.6 |
2. Этот Ростовский святитель родился в декабре 1651 года – ровно 370 лет назад. Он был одним из самых образованных и талантливых людей своего времени, богослов, духовный писатель и проповедник. В 1705 году он закончил свой многотомный труд – Четьи-Минеи, которому посвятил 25 лет жизни. В нем собраны жития святых, расположенных по дням их памяти в течение всего года. Часто на иконах его изображают с этими книгами.
Свое имя (без последней буквы) святитель спрятал в написанном им духовном стихе (канте):
…Дажди ми Тебе, Христа, в сердце всегда имети.
Изволь во мне обитати, благ мне являйся,
Мною грешным, недостойным не возгнушайся.
Исчезе в болезни живот безТебе, Бога,
Ты мне крепость и здравие, Ты слава многа.
Радуюся аз о Тебе и веселюся,
И Тобою вовся веки, Боже, хвалюся.
2.1.Напишите имя святителя: _________________________ Ростовский
2.2.Подумайте, есть ли в этом сборнике жития святых:
1. святитель Николай Мирликийский, _____________________________________________________________
2. преподобный Сергий Радонежский, ____________________________________________________________
3. преподобный Серафим Саровский, _____________________________________________________________
4. святитель Митрофаний Воронежский, __________________________________________________________
5. праведный Иоанн Кронштадтский, _____________________________________________________________
6. благоверный князь Александр Невский, ________________________________________________________
7. патриарх Тихон, _____________________________________________________________________________
8. блаженная Ксения Петербургская.______________________________________________________________
Против каждого поставьте «да» или «нет». Если «нет», то напишите почему.
3. Прочитайте отрывок из стихотворенья:
…Идут, идут они через пустыню,
Звезда сама ведет их караван.
Как много лет назад, они и ныне
Несут в дар злато, смирну и ливан.
И так всегда, пока вершится битва
Между добром и злом, все вновь и вновь.
То злато – труд, ливан – наша молитва,
А смирна – наша к Господу любовь.
3.1.О ком в нем говорится? __________________________________________
3.2.Кому они несут дары? _____________________________________________
3.3.Кто они были? ___________________________________________________
3.4.Как называются праздничные дни между Рождеством и Крещением?
А. Крещенский сочельник
Б. Святки
В. Коляда
Г. Святцы
3.5. Когда в храмах начинают петь «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися»?
А. На Праздник Рождества Христова
Б. Накануне Рождества в рождественский сочельник
В. На Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
Г. В Предпраздненство Рождества Христова (2 января)
3.6. Что означает слово «срящите»?_________________________________________________________
3.7. Вспомните икону Рождества Христова. Кого обычно изображают на ней? Продолжите список:
Младенец Христос, Богородица Мария,____________________________________________________________
Какие животные бывают изображены на этой иконе? _______________________________________________
4. Решите кроссворд:
По вертикали:
1. Название буквы «Б» в русской азбуке.
2. Название буквы «А» в русской азбуке..
3. Название буквы «Д» в русской азбуке. Это слово противоположно слову «зло».
4. В переводе с греческого означает «посланник». Ученик Христа, посланный на проповедь. Так же называется книга, в которой собраны послания учеников Христа. Эта была первая книга, напечатанная на Руси первопечатником дьяком Иваном Федоровым в 1564г.
5. Изображение Спасителя, Богородицы, святого или праздника.
6. Среднее (иногда высшее) учебное заведение – название происходит от школы Сократа и Аристотеля возле храма Аполлона Ликейского в древних Афинах. В первом в России (6) учился Александр Сергеевич Пушкин.
7. Возглас дьякона во время службы, призывающий к вниманию.
8. Младшее или среднее учебное заведение. Название происходит от греческого слова «отдых». (Древние греки в свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким образом пополнять объем знаний.) Наиболее часто встречается в наше время.
9. Описание жизни святого.
По горизонтали:
4. Название первого русского учебника математики. Автор Леонтий Филиппович Магницкий.
6. Великий русский ученый XVIII века, основатель Московского Университета.
10. Название буквы «П» в русской азбуке. Это слово – противоположно словам «тревога», «волнение».
11. Обращение к Богу, Божией Матери, святым.
1 |
||||||||||||||||
4 |
5 |
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||
6 |
7 |
8 |
||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||
10 |
11 |
|||||||||||||||
5. Как учились известные поэты? Впишите их фамилии.
Сперва будущий поэт воспитывался дома. В дом приглашали гувернеров из Европы, которые сменялись один за другим. Среди них был француз граф Монфор, он много общался с детьми на родном языке: рассказывал детям истории о рыцарях, играл с ними в шарады и другие словесные игры. Благодаря этому они выучили язык в совершенстве. Русским языком и математикой с детьми занимался священник Мариинского института Александр Беликов. Он был одним из лучших учителей того времени, несколько раз удостаивался наград императрицы Марии Федоровны, занимался переводами на русский язык проповедей зарубежных духовников, принимал участие в издании русско-латинского словаря. Много времени будущий поэт проводил в обширной отцовской библиотеке, читая книги на русском и французском языках. А еще у него былва замечательная няня Арина Родионовна, он ее очень любил.
Когда ему исполнилось 12 лет, он поступил в Лицей. ________________________
Будущего поэта воспитывала бабушка Елизавета Арсеньева в фамильном имении Тарханы Пензенской губернии. Она оборудовала в усадьбе классную комнату для занятий, наняла лучших учителей, среди которых были как российские, так и европейские педагоги. Первым гувернером-учителем стал француз Жако, он был и «дядькою», то есть воспитателем будущего поэта. Чтобы внуку не было скучно, бабушка стала приглашать соседей-ровесников. В итоге получился почти целый класс, примерно 10 мальчиков. Вместе они занимались грамматикой, историей, математикой, географией, астрономией, иностранными языками, музыкой.
Продолжил учиться в Московском пансионе. К поступлению его готовили основательно: почти год с 12-летним мальчиком занимались университетские профессора. После пансиона поступил в МГУ. ___________________
Подсказка: Пушкин, Есенин, Лермонтов.
6. Перед вами схема иконостаса. Обозначьте цифрами на рисунке, где находятся перечисленные ниже, части и иконы:
1. Амвон
2. Солея
3. Царские врата
4. Северная дьяконская дверь
5. Местная икона (икона святого или праздника, в честь которого освящен храм)
6. Деисусный чин (ряд)
7. Икона Божией Матери
8. Икона Спасителя
9. Икона Благовещения
10. Изображения Евангелистов
11. Изображение Иоанна Крестителя
12. Изображения Архангелов
7. Последний Русский император-страстотерпец был расстрелян коммунистами вместе со своей семьей 17 июля 1918 года. Напишите их имена.
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
8. Кто изображен на фотографии?
___________________________________________
___________________________________________
9. Прочитайте описание сельской школы Рачинского. Представьте себе, что вы ученик этой школы. Опишите свой день с утра до вечера, пусть это будет или небольшой рассказ, или письмо другу, или станица из дневника.
150лет назад ученый Сергей Александрович Рачинский, устроил в своем имении Татево сельскую школу для крестьян. Позже с помощью своих учеников он основал еще около 30 таких же школ.
Свое знания во многих областях науки и искусства Рачинский перенес в сельскую школу. Он сам преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детьми местных деревень мировую классическую литературу.
Преподаванию Закона Божия отводилось самое важное место. Главным в школьной жизни педагог считал Литургию. Изучение Закона Божия в классе подкреплялось практическим участием школьников в совершении богослужения в качестве певцов и чтецов. Дети легко обучались церковному пению. Еще в школе изучали иконопись и живопись, неудивительно, что выпускники народной школы после ее окончания расписывали местные храмы.
Жизнь татевской школы была связана с соблюдением постов и православных праздников. За одним братским столом на трапезу собирались учителя, помощники и ученики. В день святых просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия совершался крестный ход из церкви в школу, детям вручались подарки и книги. Учебный год в сельских школах начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту в школе начинали изучать с церковнославянского языка. Освоив его, дети свободно учились писать и читать на русском.
В школе устраивались пешие паломнические походы. Учителя и школьники татевской школы в летнюю пору ходили в Нилову пустынь – примерно 150 верст – проселочными дорогами. Помимо того, что для детей это путешествие было исполнением мечты – попасть к «угоднику», как называли преподобного Нила Столобенского местные крестьяне, дети еще и знакомились с родной природой, рисовали.
Стараниями учителя – ученого биолога – при школе был огромный огород, сад, великолепная оранжерея, ферма, птичник, пасека. Всюду работал он сам, учителя его школы и дети!
Преподавали в народной школе, конечно, и математику. А точнее, устный счет. Учитель, по воспоминаниям современников, придумывал задачи порой на ходу, задавал по нескольку задач одновременно. Урок превращался в азартную игру. Ученики перескакивали через столы и друг друга, чтобы быстрее добраться до своего учителя и сказать ему ответ на ухо. Иногда учитель был облеплен детьми так, что все это напоминало муравейник.
(Писать можно на обороте)
Итоговая таблица
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
сумма |
Макс. б. |
6 |
12 |
17 |
14 |
6 |
17 |
8 |
5 |
15 |
100 |
Баллы |
По благословению Святейшего Патриарха
Этот Ростовский святитель родился в декабре 1651 года – ровно 370 лет назад
По вертикали: 1. Название буквы «Б» в русской азбуке
В итоге получился почти целый класс, примерно 10 мальчиков
Кто изображен на фотографии? ___________________________________________ ___________________________________________ 3
Макс. б. 6 1 2 17 14 6 17 8 5 15 100
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
ли со статьей или есть что добавить?